Данная статья представляет собой выдержку из форумных баталий о вездеходе ШЕРП. Начавшийся было спор оброс в итоге интереснейшей (на мой взгляд) информацией об истории и современности покорителей бездорожья.
Рассказывает Виталий Мазуркевич, конструктор различной внедорожной техники (в т.ч. коммерческих вездеходов "ВМ"), участник вездеходных экспедиций в сложнейших климатических условиях, огромного опыта и высокой компетенции человек, и прочее, прочее, прочее...
О вездеходах и рынке.
О том как начиналось можно посмотреть старую передачу "Это вы можете".
При этом, например история бортоповоротного вездехода начинается намного раньше:
а вот патент на плавающую конструкцию - как бы теперь сказали на "дутиках" (ШНД)
и это, замечу, 1937 год...
если копнуть глубже, то можно выйти почти на начало прошлого века:
Это сегодня любому легко быть умным.... Есть интернет, есть гугл. Информация рулит.
Не нужно самому что то делать. Вытягивать последние деньги для проверки идей. Это уже сделали другие. Можно просто скопировать....
Так что же такое колесные вездеходы и зачем они нужны?
Для начала, немного теории.
Еще в 2000 году, когда проводил много экспериментов и испытаний, была определена основная формула проходимости болотного вездехода. Это погружение колеса при плавании.
" Виталий по болоту нужно плавать, и плавать за счет колеса" - Любил повторять мне эту фразу мой друг и учитель вездеходных дел Виктор Радкевич.
Проведя много экспериментов и обобщив результат я назвал это "теорией 1/3":
"Если колесо погружено менее чем на 1/3 диаметра проходимость идеальная и проблем нет. В любой ситуации вездеход наезжает , что на лед, что на другие препятствия."
Пару картинок для наглядности. Красные это кузов Радиана разработки Виктора Радкевича, а начинка моя.
При погружении 2/3 колеса это уже не болотоход. Но есть выход в тяжелых условиях делать погружение как минимум до 1/2.
Короче против физики не попрешь.
И все производители вездеходов это знают погружение колеса это первично, а остальное все это ................ лирика.
И для представления болот неплохой интересный фильм ТЕСТ-ДРАЙВ вездеходов "РОСНЕФТЬ. Соровское месторождение."
и вот тут мы подходим к главному: коммерческой необходимости в подобных машинах (доставка людей и грузов там, где авиаперевозки слишком дороги или невозможны впринципе: нефтяники, газовики, МЧС, медицина катастроф, промысел и так далее)
Тут все просто спрос и предложение. Появится спрос найдется и предложение. Звучит банально, но это правда. Так вот какой спрос? Зачем нужны колесные вездеходы? Как и любой транспорт, что бы перевозить грузы. И чем дешевле и больше тем лучше. Но тут появляется проблемка, проходимость. Теория 1/3. И с этого момента начинается самое интересное.
Рынок вездеходов.
Часть 1.
Практически все уперлись в грузоподъемность 1 тонна. И что на маленьких, что на больших колесах - а грузоподъемность не растет. Так получилось, что такая техника не масштабируется.
В СССР в основном применялись гусеничные машины. Рассмотрим их.
ГТ-С — советский гусеничный транспортёр-снегоболотоход. Заводское обозначение: . ГАЗ-47.Грузоподъёмность 1000 кг. Вместимость 2+9.
ГТ-СМ (ГАЗ-71) — советский гусеничный транспортёр-снегоболотоход модернизированный. Макс. масса в рабочем состоянии (с заправкой, без груза и экипажа), кг: 3750. Макс. масса перевозимого в кузове груза, кг: 1000. Топливо бензин А-76, для А-93 необходима поправка октан-корректора на двигателе. Ёмкость баков: 4×75 л (4×93 л) . Запас хода по топливу, по шоссе км: 400 . Расход топлива, л/100 км . по шоссе — 100—150. по тяжёлому бездорожью — 200.
И вот простенькая задачка доставить груз из райцентра до соседнего поселка за 200 км. Доставит 1 тонну и съесть при этом 800л. Опа. Доставит уже не 1тн. а 800 кг. Часть грузоподъемности съест топливо. А за 400 км он сможет свозить только себя любимого туда обратно и ни килограмма груза. Это и есть область его применения. Плечо так сказать. Поэтому будут ждать зиму и повезут Уралом, что в раз 5 дешевле. А вездеход пустят только если что то очень важное.
А вот для сравнения колесный вездеход Трэкол. Уже сможет доставить груз как ГТС, но по цене практически как у Урала. Вот она его ниша.
Колесный вездеход с ГП-1тн. Это наиболее востребованная машина на рынке . И никто без крайней необходимости не будет загонять ее в тяжелое болото.
Вот ниша в которой работают основные производители.
Например "Шаман"
"Петрович"
"Литвина"
"Хищник"
"Старатель"
"Таймыр"
И это далеко не полный список.
Исключение в данном классе составляет Тром. Он везет свою тонну и более по практически любому болоту.
Причем большинство производителей появилось в последние 5 лет. На рынке был дефицит и много компаний начали делать вездеходы. Сейчас избыток предложения. А с учетом того, что упала цена нефти и газа, основных доноров этой ниши, то переизбыток очень значительный. Даже в самые "жирные годы" рынок этой ниши не превышал 100 шт. в год, а сегодня это несколько десятков в год. Это к вопросу о китайцах и почему они не делают и не будут делать вездеходы. Они умеют считать. И не выбрасывают деньги на авнтюрные проекты. Хотя я знаю 4 раза когда они начинали делать вездеходы, но не смогли их продать. В 5 раз они на те же грабли не наступают.
Почему так мало? А вы посмотрите на карту. На примере Чукотки. Во многих поселках даже 1 вездеход такого класса уже не востребован. А поселков на пальцах можно пересчитать.
А там где есть хотя бы грунтовые дороги эти вездеходы не нужны.
Часть 2.
Рынок колесных вездеходов грузоподъемностью от 500 до 1000 кг.
Для чего покупают такие вездеходы?
В основном для работ не связанных с коммерческой перевозкой грузов. Для охоты, рыбалки, других промыслов и разного рода инспекций т.е. перевозки одного 2 пассажиров, на коротком плече.
Они более дешевые как по цене так и по расходам на эксплуатацию.
Пример таких вездеходов на рынке.
"Трэкол 4х4"
"Лесник"
"Хищник 4х4"
"Тром 2"
"Петрович 4х4"
"Викинг"
"Бронто"
"Кержак"
"Атлант"
"Ямал"
"Шатун"
"Север"
И это даже не половина производителей.
Отдельно выделю Белорусских.
"Хунта"
"Роса"
"ВМ"
"Радиан"
Так а что же российский ШЕРП?
Столь широко рекламируемый последние полгода в т.ч. и в нашей Синеокой, и который, собственно, косвенный виновник появления данной статьи на свет? (хотя на мой взгляд, ШЕРП ничего радикально нового не принес, включая посадку, концепцию и т.д. - см. фото "СЕВЕР" и "ШАТУН"...вопрос кто придумал первый тоже понятен, если обратиться к истории.)
Проектирование машины началась в 2012 году на основе разработок Алексея Гарагашьяна. Шерп был представлен на прошедшей в 2015 году в Москве выставке кроссоверов и внедорожников Moscow Off-Road Show 2015. Производится серийно в Санкт-Петербурге с 2015 года. Вездеход имеет стальной (либо алюминиевый) несущий кузов. Для управления оборудуется двумя педалями и двумя рычагами, а также набором приборов контроля. Помимо снега, грязи и болот, вездеход преодолевает преграды высотой до 70 см. Благодаря огромным колёсам, диаметр которых – 160 см, вездеход может плавать по воде. Протекторы при этом выполняют роль гребных лопаток. Максимальная скорость движения по суше – 45 км/ч, по воде – 6 км/ч. Грузоподъемность 1 тонна. Способен без снижения проходимости буксировать прицеп массой до 2,4 тонны.
Особенностью снегоболотохода является пневмоциркуляционная подвеска, разработанная А. Гарагашьяном. Все шины вездехода связаны друг с другом воздушными каналами с изменяемым сечением, которое можно регулировать в широком диапазоне (вплоть до герметичного закрытия). К примеру, при наезде одной шины на препятствие система равномерно распределит давление по другим колёсам, заметно повышая их возможность к деформированию.
На Шерпе установлен четырёхцилиндровый 1,5-литровый дизельный двигатель Kubota V1505-t мощностью 44.3 л.с. вместе с 5-ступенчатой механической коробкой передач (МКПП). Привод полный на все колёса.
В начале 2016 года видео с испытаний снегоболотохода стало вирусным, набрало более пяти миллионов просмотров и заинтересовало западные СМИ.
Вот такую информацию по ШЕРПу выдает Википедия. Грамотный, агрессивный маркетинг просматривается даже здесь. Не говоря уже про то, что вся сеть забита медиа на тему ШЕРПа. Все как бы "ура!"" и ничего не мешает занять указанную в начале нашего "разбора" нишу 1 тонна, да заодно и полутонников оттеснить с охот и рыбалок.
Но есть несколько "НО". Главное из них - цена. Она высока, даже для России. Понятно, что рекламу и тестдрайвы по всей Руси надо как-то окупать. Но тут замкнутый круг. Реклама диктует высокую продажную цену, надо выходить на рентабельность. А вот сколько жителей Сибири или Чукотки позволят себе вездеход за 70.000 долларов?
Оригинал используемых материалов можно почитать здесь:
http://4x4.by/forum/viewtopic.php?f=8&t=23907&start=60#p249078
http://lunohodov.net/forum/viewtopic.php?p=415488
Дополнения, комментарии, компоновка текста - founder.