Статья 54-1. Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий
Проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершение туристических путешествий, в том числе с использованием механических и иных транспортных средств, самоходных машин, в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах (лесных, луговых, болотных, водных и др.), не допускаются, если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия.
Введена Законом Республики Беларусь от 18.07.2016 N 399-З.
Вступит в силу 22 января 2017 года.
Что об этом пишут:
Экологи
► Показать
Тест-драйв внедорожников на болоте оценили в 609 млн рублей*
Предысторией возникновения статьи 54-1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» послужил резонансный тест-драйв внедорожников на болотах Миорского района. Журналист, присутствующий на этом захватывающем и одновременно варварском по отношению к природе развлечении, отметил, что участники «катались» в районе озера Обстерно, что входит в состав одноимённого охотхозяйства. Однако Иван Борок, директор ГПУ «Ельня», куда относятся заказники «Ельня» и «Болото Мох», на фотографиях в репортаже узнал гидрологический заказник республиканского значения «Болото Мох». На этой природоохранной территории запрещено передвигаться на автомобилях вне дорог. Он подал заявление в прокуратуру. Вслед за директором ООПТ обеспокоенность высказали и общественные организации, в числе которых Товарищество «Зелёная сеть».
В данный момент материалы дела находятся в Управлении следственного комитета по Витебской области. По словам заместителя начальника одного из отделов (полное название — отдел госконтроля за охраной и использованием земель, растительного и животного мира, недр, особо охраняемых природных территорий и обращением с отходами) Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Василия Кирпиченка, любители экстрима уничтожили часть живого напочвенного покрова, а также повредили до степени прекращения роста 94 дерева. Причинённый окружающей среде вред оценен в 609 млн рублей (до деноминации). Это и стало основание для возбуждения уголовного дела по статье 264 УК.
Пусть расследование продолжается, и вина организаторов болотного заезда ещё не признана, тем не менее положительный эффект, считает Иван Борок, уже есть:
«Да, участников не удалось поймать за руку на территории «Болото Мох», а видео и фотографии могут не признать доказательством. Однако после такого резонанса в прессе и возбуждения уголовного дела охотхозяйство вряд ли продолжит развивать автомобильный туризм на природных территориях. Наша цель — прекратить подобные развлечения в непредназначенных для того местах. Поэтому, считаю, что половина результатов уже достигнута».
«Новая норма поможет ограничить действия организаторов массовых мероприятий на природных территориях»
История с тест-драйвом внедорожников на болоте подтолкнула внести коррективы в документ, предусматривающий изменения в некоторые природоохранные законы. Особенно об этом ходатайствовала Рабочая группа «Охраны дикой природы Беларуси» Товарищества «Зелёная сеть». Вместе с общественностью специалисты Минприроды дополнили Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» статьёй 54-1. В ней говорится, что не допускается проведение любых массовых мероприятий и туристических путешествий, «если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия». В норме также уточняется, что это ограничение относится и к мероприятиям, во время которых используются транспортные средства в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах.
«В Беларуси есть законодательство о массовых мероприятиях, где расписана процедура их проведения. Данная же статья очерчивает границы дозволенного на определённых территориях», — пояснил начальник управления государственной экологической экспертизы Минприроды Беларуси Андрей Шахэмиров.
Норма полезная, однако в ней есть огрехи
Юрист общественного объединения «Экодом» Григорий Федоров обратил внимание, что данная статья полезная, но с трудом выполнимая.
«В ней идёт речь о том, что нельзя проводить мероприятия, если те создают угрозу или могут нанести ущерб окружающей среде. Однако не прописан механизм действий этой статьи: кто должен обращаться за оценкой, какая организация обязана проводить? Без чёткого механизма эта норма может остаться на бумаге», — подчеркнул он.
По словам юриста, действия можно прописать в Постановлении Совета министров, однако в законе о внесении изменений такого поручения там не содержалось.
Для общественности данная статья станет отличным рычагом влияния на проведение «болезненных» для природных территорий массовых мероприятий. В этом случае достаточно профинансировать экспертизу, результаты которой понадобятся в суде, и судебным решением остановить мероприятие. Однако общественные организации не смогут охватить все развлечения в Беларуси. Поэтому без прописанного механизма никак не обойтись.
Предысторией возникновения статьи 54-1 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» послужил резонансный тест-драйв внедорожников на болотах Миорского района. Журналист, присутствующий на этом захватывающем и одновременно варварском по отношению к природе развлечении, отметил, что участники «катались» в районе озера Обстерно, что входит в состав одноимённого охотхозяйства. Однако Иван Борок, директор ГПУ «Ельня», куда относятся заказники «Ельня» и «Болото Мох», на фотографиях в репортаже узнал гидрологический заказник республиканского значения «Болото Мох». На этой природоохранной территории запрещено передвигаться на автомобилях вне дорог. Он подал заявление в прокуратуру. Вслед за директором ООПТ обеспокоенность высказали и общественные организации, в числе которых Товарищество «Зелёная сеть».
В данный момент материалы дела находятся в Управлении следственного комитета по Витебской области. По словам заместителя начальника одного из отделов (полное название — отдел госконтроля за охраной и использованием земель, растительного и животного мира, недр, особо охраняемых природных территорий и обращением с отходами) Витебского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Василия Кирпиченка, любители экстрима уничтожили часть живого напочвенного покрова, а также повредили до степени прекращения роста 94 дерева. Причинённый окружающей среде вред оценен в 609 млн рублей (до деноминации). Это и стало основание для возбуждения уголовного дела по статье 264 УК.
Пусть расследование продолжается, и вина организаторов болотного заезда ещё не признана, тем не менее положительный эффект, считает Иван Борок, уже есть:
«Да, участников не удалось поймать за руку на территории «Болото Мох», а видео и фотографии могут не признать доказательством. Однако после такого резонанса в прессе и возбуждения уголовного дела охотхозяйство вряд ли продолжит развивать автомобильный туризм на природных территориях. Наша цель — прекратить подобные развлечения в непредназначенных для того местах. Поэтому, считаю, что половина результатов уже достигнута».
«Новая норма поможет ограничить действия организаторов массовых мероприятий на природных территориях»
История с тест-драйвом внедорожников на болоте подтолкнула внести коррективы в документ, предусматривающий изменения в некоторые природоохранные законы. Особенно об этом ходатайствовала Рабочая группа «Охраны дикой природы Беларуси» Товарищества «Зелёная сеть». Вместе с общественностью специалисты Минприроды дополнили Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» статьёй 54-1. В ней говорится, что не допускается проведение любых массовых мероприятий и туристических путешествий, «если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия». В норме также уточняется, что это ограничение относится и к мероприятиям, во время которых используются транспортные средства в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах.
«В Беларуси есть законодательство о массовых мероприятиях, где расписана процедура их проведения. Данная же статья очерчивает границы дозволенного на определённых территориях», — пояснил начальник управления государственной экологической экспертизы Минприроды Беларуси Андрей Шахэмиров.
Норма полезная, однако в ней есть огрехи
Юрист общественного объединения «Экодом» Григорий Федоров обратил внимание, что данная статья полезная, но с трудом выполнимая.
«В ней идёт речь о том, что нельзя проводить мероприятия, если те создают угрозу или могут нанести ущерб окружающей среде. Однако не прописан механизм действий этой статьи: кто должен обращаться за оценкой, какая организация обязана проводить? Без чёткого механизма эта норма может остаться на бумаге», — подчеркнул он.
По словам юриста, действия можно прописать в Постановлении Совета министров, однако в законе о внесении изменений такого поручения там не содержалось.
Для общественности данная статья станет отличным рычагом влияния на проведение «болезненных» для природных территорий массовых мероприятий. В этом случае достаточно профинансировать экспертизу, результаты которой понадобятся в суде, и судебным решением остановить мероприятие. Однако общественные организации не смогут охватить все развлечения в Беларуси. Поэтому без прописанного механизма никак не обойтись.
Первоисточник:
http://grodno.greenbelarus.info/articles/25-10-2016/belarusskie-ekologi-vzyali-v-uzdu-organizatorov-meropriyatiy-na-osobo
статья на ТУТ.БАЙ:
► Показать
Организаторы рейдов на внедорожниках по заказникам будут нести ответственность за вред природе
3 ноября 2016 в 17:15
TUT.BY
Общественники добились того, чтобы в Законе «Об охране окружающей среды» появилась новая норма. Внедорожники и турслеты больше не будут портить заказники. А в случае нарушения никто не станет выискивать конкретного участника: штрафом накажут организаторов.
Нововведение — статья 54−1 — называется так: «Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий».
По норме, организаторам массовых мероприятий, где участвует механический и другой транспорт, а также самоходные машины, стоит быть особо внимательными. Теперь проводить такие заезды в лесах, на лугах, болотах и в других экосистемах получится только, если при этом ничто не навредит природе.
По словам Александра Винчевского, директора «Ахова птушак Бацькаўшчыны», необходимость в такой статье назревала давно.
— Вспомним, как несколько лет назад во время соревнований в Щучинском районе команда, чтобы добраться до цели скорее, выехала за пределы трассы, пронеслась по лесному подростку, который больше никогда не вырастет, — рассказывает собеседник. — А трофи-рейды на Ольманских болотах или случай в Миорском районе, когда компания, которая занимается внедорожниками, снимала рекламный ролик в заказнике республиканского значения. В сюжете они не указывали, где все происходило, но мы с местными жителями нашли эти места. Так вот, после съемок осталось очень много сломанных деревьев. А ведь деревья на болоте растут очень медленно: для меленького, двухметрового нужно лет 100−120. В общем, мы с общественностью обсудили эти ситуации и поняли: нужно что-то делать.
Статья вступит в силу 22 января 2017 года. С этого момента на организаторах трофи-рейдов на внедорожниках, турслетов и других мероприятий активного отдыха будет лежать ответственность за охрану окружающей среды.
— Раньше, насколько я понимаю, когда согласовывался маршрут, природная составляющая вообще не учитывалась, — продолжает Александр Винчевский. — Во время трофи-рейдов нельзя проследить, как движется каждый экипаж. Вредит ли он природе, можно узнать только по факту: после рейда инспекторов охраны природы или когда в интернете появляется фото и видео заезда.
— Теперь на организаторах будет лежать ответственность за обеспечение охраны окружающей среды. Если они не готовы взять на себя ответственность — то им не разрешают проводить мероприятие еще на этапе согласования. В случае трофи-рейдов нужно продумывать и согласовывать маршрут, в случае турслета — продумать сбор и вывоз мусора, — комментирует Тимофей Пико, специалист АПБ по природоохранным вопросам. — Также теперь в случае нарушений не будут выискивать и ловить за руку конкретного виновного: накажут организаторов. Штрафами и возмещением вреда окружающей среде.
3 ноября 2016 в 17:15
TUT.BY
Общественники добились того, чтобы в Законе «Об охране окружающей среды» появилась новая норма. Внедорожники и турслеты больше не будут портить заказники. А в случае нарушения никто не станет выискивать конкретного участника: штрафом накажут организаторов.
Нововведение — статья 54−1 — называется так: «Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий».
По норме, организаторам массовых мероприятий, где участвует механический и другой транспорт, а также самоходные машины, стоит быть особо внимательными. Теперь проводить такие заезды в лесах, на лугах, болотах и в других экосистемах получится только, если при этом ничто не навредит природе.
По словам Александра Винчевского, директора «Ахова птушак Бацькаўшчыны», необходимость в такой статье назревала давно.
— Вспомним, как несколько лет назад во время соревнований в Щучинском районе команда, чтобы добраться до цели скорее, выехала за пределы трассы, пронеслась по лесному подростку, который больше никогда не вырастет, — рассказывает собеседник. — А трофи-рейды на Ольманских болотах или случай в Миорском районе, когда компания, которая занимается внедорожниками, снимала рекламный ролик в заказнике республиканского значения. В сюжете они не указывали, где все происходило, но мы с местными жителями нашли эти места. Так вот, после съемок осталось очень много сломанных деревьев. А ведь деревья на болоте растут очень медленно: для меленького, двухметрового нужно лет 100−120. В общем, мы с общественностью обсудили эти ситуации и поняли: нужно что-то делать.
Статья вступит в силу 22 января 2017 года. С этого момента на организаторах трофи-рейдов на внедорожниках, турслетов и других мероприятий активного отдыха будет лежать ответственность за охрану окружающей среды.
— Раньше, насколько я понимаю, когда согласовывался маршрут, природная составляющая вообще не учитывалась, — продолжает Александр Винчевский. — Во время трофи-рейдов нельзя проследить, как движется каждый экипаж. Вредит ли он природе, можно узнать только по факту: после рейда инспекторов охраны природы или когда в интернете появляется фото и видео заезда.
— Теперь на организаторах будет лежать ответственность за обеспечение охраны окружающей среды. Если они не готовы взять на себя ответственность — то им не разрешают проводить мероприятие еще на этапе согласования. В случае трофи-рейдов нужно продумывать и согласовывать маршрут, в случае турслета — продумать сбор и вывоз мусора, — комментирует Тимофей Пико, специалист АПБ по природоохранным вопросам. — Также теперь в случае нарушений не будут выискивать и ловить за руку конкретного виновного: накажут организаторов. Штрафами и возмещением вреда окружающей среде.
Первоисточник:
http://news.tut.by/society/518668.html
Еще экологи:
► Показать
Джипы в законе
В Законе "Об охране окружающей среды" появилась статья, которая не даст внедорожникам и турслетам портить заказники.
В СМИ не раз появлялись волны «наездов» на болота: сначала на туристических порталах выходят материалы о «покатушках» и тест-драйвах внедорожников по болотам и непроходимым диким местам. Потом появляется волна публикаций на экологических сайтах: километры поврежденных ягодников, поломанные деревья, нарушенный напочвенный покров…
Общественные организации Беларуси объединили усилия, чтобы можно было призвать разрушителей природы к ответственности. Удалось добиться внесения в Закон "Об охране окружающей среды" новой нормы.
Статья 54-1. Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий.
Проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершение туристических путешествий, в том числе с использованием механических и иных транспортных средств, самоходных машин, в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах (лесных, луговых, болотных, водных и др.), не допускаются, если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия.
Статья вступит в силу с 22 января 2017.
В обосновании изменений в Закон принимала участие и АПБ.
- Трофи-рейды на внедорождниках, тест-драйвы болотоходов и другой техники, турслеты и другие мероприятия активного отдыха часто проходят в нашей стране на ООПТ (особо охраняемых природных территориях). Выбор мест в Беларуси большой, но люди почему-то едут именно на ООПТ. В результате мы не раз становились свидетелями, как варварски были уничтожены уникальные места. Страдает растительный и животный мир, почва, вода. Трофи-рейды на Ольманских болотах, лагерь БРСМ на Ислочи – фотографии в свое время взорвали интернет. И это далеко не всё!– комментирует ситуацию специалист АПБ по природоохранным вопросам Тимофей Пико.
Защитники природы констатируют: примеров с каждым годом все больше. И дальше так продолжаться не может.
Как госорганам контролировать ситуацию? Представьте: в штате межрайонных природоохранных инспекций – три человека. А трофи-рейд может проходить на площади 1 000 гектаров, маршрут – сотни километров. «Под каждый куст инспектора не посадишь» — с грустью шутят общественники. Сами участники соревнований, как показывает практика, далеки от экологической культуры: о последствиях не думают, ради победы в гонке сокращают маршруты, делают новую колею, и еще больше повреждают все живое.
Последними каплями стали «покатушки» в Гродненской и Витебской областях, где были зафиксированы многочисленные нарушения: джипперы, чтобы не ехать по размытой дороге, решили проехать по лесному подросту. Который уже никогда не подрастет.
После этого общественность решила, что необходим нормативно-правовой акт, который будет регламентировать проведение таких мероприятий. Потом пришла другая идея – дополнить имеющийся Закон «Об охране окружающей среды» новой статьей. Над этим трудилась рабочая группа «Охрана дикой природы Беларуси» вместе с АПБ, затем ОО «Багна» направила предложения в Совет Министров.
Что дальше?
- Теперь на организаторах будет лежать ответственность за обеспечение охраны окружающей среды. Если они не готовы взять на себя ответственность – то им не разрешают проводить мероприятие еще на этапе согласования. В случае трофи-рейдов нужно продумывать и согласовывать маршрут, в случае турслета – продумать сбор и вывоз мусора,- комментирует Тимофей Пико. – Также теперь в случае нарушений не будут выискивать и ловить за руку конкретного виновного: накажут организаторов. Штрафами и возмещением вреда окружающей среде.
Как приживется дополнение в Закон, покажет время. Но уже сейчас есть мнение, что нововведения остановят организаторов таких мероприятий еще на этапе планирования. И «покатушки» на природе не будут проводить вовсе, учитывая все риски.
В Законе "Об охране окружающей среды" появилась статья, которая не даст внедорожникам и турслетам портить заказники.
В СМИ не раз появлялись волны «наездов» на болота: сначала на туристических порталах выходят материалы о «покатушках» и тест-драйвах внедорожников по болотам и непроходимым диким местам. Потом появляется волна публикаций на экологических сайтах: километры поврежденных ягодников, поломанные деревья, нарушенный напочвенный покров…
Общественные организации Беларуси объединили усилия, чтобы можно было призвать разрушителей природы к ответственности. Удалось добиться внесения в Закон "Об охране окружающей среды" новой нормы.
Статья 54-1. Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий.
Проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершение туристических путешествий, в том числе с использованием механических и иных транспортных средств, самоходных машин, в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах (лесных, луговых, болотных, водных и др.), не допускаются, если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия.
Статья вступит в силу с 22 января 2017.
В обосновании изменений в Закон принимала участие и АПБ.
- Трофи-рейды на внедорождниках, тест-драйвы болотоходов и другой техники, турслеты и другие мероприятия активного отдыха часто проходят в нашей стране на ООПТ (особо охраняемых природных территориях). Выбор мест в Беларуси большой, но люди почему-то едут именно на ООПТ. В результате мы не раз становились свидетелями, как варварски были уничтожены уникальные места. Страдает растительный и животный мир, почва, вода. Трофи-рейды на Ольманских болотах, лагерь БРСМ на Ислочи – фотографии в свое время взорвали интернет. И это далеко не всё!– комментирует ситуацию специалист АПБ по природоохранным вопросам Тимофей Пико.
Защитники природы констатируют: примеров с каждым годом все больше. И дальше так продолжаться не может.
Как госорганам контролировать ситуацию? Представьте: в штате межрайонных природоохранных инспекций – три человека. А трофи-рейд может проходить на площади 1 000 гектаров, маршрут – сотни километров. «Под каждый куст инспектора не посадишь» — с грустью шутят общественники. Сами участники соревнований, как показывает практика, далеки от экологической культуры: о последствиях не думают, ради победы в гонке сокращают маршруты, делают новую колею, и еще больше повреждают все живое.
Последними каплями стали «покатушки» в Гродненской и Витебской областях, где были зафиксированы многочисленные нарушения: джипперы, чтобы не ехать по размытой дороге, решили проехать по лесному подросту. Который уже никогда не подрастет.
После этого общественность решила, что необходим нормативно-правовой акт, который будет регламентировать проведение таких мероприятий. Потом пришла другая идея – дополнить имеющийся Закон «Об охране окружающей среды» новой статьей. Над этим трудилась рабочая группа «Охрана дикой природы Беларуси» вместе с АПБ, затем ОО «Багна» направила предложения в Совет Министров.
Что дальше?
- Теперь на организаторах будет лежать ответственность за обеспечение охраны окружающей среды. Если они не готовы взять на себя ответственность – то им не разрешают проводить мероприятие еще на этапе согласования. В случае трофи-рейдов нужно продумывать и согласовывать маршрут, в случае турслета – продумать сбор и вывоз мусора,- комментирует Тимофей Пико. – Также теперь в случае нарушений не будут выискивать и ловить за руку конкретного виновного: накажут организаторов. Штрафами и возмещением вреда окружающей среде.
Как приживется дополнение в Закон, покажет время. Но уже сейчас есть мнение, что нововведения остановят организаторов таких мероприятий еще на этапе планирования. И «покатушки» на природе не будут проводить вовсе, учитывая все риски.
Первоисточник:
http://www.ptushki.org/info/press/item/18846.html#sthash.mHPy45T5.dpuf
Онлайнер:
► Показать
Закон запретит внедорожникам выезжать в заказники на соревновании
Автор: Андрей Гомыляев.
После множества «покатушек» и тест-драйвов внедорожников по болотам и непроходимым диким местам защитники природы решили призвать водителей к ответственности. Общественным организациям удалось добиться внесения в закон «Об охране окружающей среды» новой нормы. Появилась статья 54-1 «Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий».
«Проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершение туристических путешествий, в том числе с использованием механических и иных транспортных средств, самоходных машин, в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах (лесных, луговых, болотных, водных и др.), не допускаются, если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия», — говорится в статье.
По данным ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны», статья вступит в силу с 22 января 2017 года. «Трофи-рейды на внедорожниках, тест-драйвы болотоходов и другой техники, турслеты и другие мероприятия активного отдыха часто проходят в нашей стране на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), — комментирует нововведение специалист организации. — Выбор мест в Беларуси большой, но люди почему-то едут именно на ООПТ. В результате мы не раз становились свидетелями, как варварски были уничтожены уникальные места. Страдает растительный и животный мир, почва, вода. Трофи-рейды на Ольманских болотах, лагерь на Ислочи — это далеко не все примеры за последнее время. Последними каплями стали „покатушки“ в Гродненской и Витебской областях, где были зафиксированы многочисленные нарушения: джипперы, чтобы не ехать по размытой дороге, решили проехать по лесному подросту, который уже никогда не подрастет».
«Теперь на организаторах будет лежать ответственность за обеспечение охраны окружающей среды, — дополнили в ОО „Ахова птушак Бацькаўшчыны“. — Если они не готовы взять на себя ответственность, то им не разрешают проводить мероприятие еще на этапе согласования. В случае трофи-рейдов нужно продумывать и согласовывать маршрут, продумать сбор и вывоз мусора. Не будут выискивать и ловить за руку конкретного виновного: накажут организаторов. Штрафами и возмещением вреда окружающей среде».
Автор: Андрей Гомыляев.
После множества «покатушек» и тест-драйвов внедорожников по болотам и непроходимым диким местам защитники природы решили призвать водителей к ответственности. Общественным организациям удалось добиться внесения в закон «Об охране окружающей среды» новой нормы. Появилась статья 54-1 «Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий».
«Проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершение туристических путешествий, в том числе с использованием механических и иных транспортных средств, самоходных машин, в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах (лесных, луговых, болотных, водных и др.), не допускаются, если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия», — говорится в статье.
По данным ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны», статья вступит в силу с 22 января 2017 года. «Трофи-рейды на внедорожниках, тест-драйвы болотоходов и другой техники, турслеты и другие мероприятия активного отдыха часто проходят в нашей стране на особо охраняемых природных территориях (ООПТ), — комментирует нововведение специалист организации. — Выбор мест в Беларуси большой, но люди почему-то едут именно на ООПТ. В результате мы не раз становились свидетелями, как варварски были уничтожены уникальные места. Страдает растительный и животный мир, почва, вода. Трофи-рейды на Ольманских болотах, лагерь на Ислочи — это далеко не все примеры за последнее время. Последними каплями стали „покатушки“ в Гродненской и Витебской областях, где были зафиксированы многочисленные нарушения: джипперы, чтобы не ехать по размытой дороге, решили проехать по лесному подросту, который уже никогда не подрастет».
«Теперь на организаторах будет лежать ответственность за обеспечение охраны окружающей среды, — дополнили в ОО „Ахова птушак Бацькаўшчыны“. — Если они не готовы взять на себя ответственность, то им не разрешают проводить мероприятие еще на этапе согласования. В случае трофи-рейдов нужно продумывать и согласовывать маршрут, продумать сбор и вывоз мусора. Не будут выискивать и ловить за руку конкретного виновного: накажут организаторов. Штрафами и возмещением вреда окружающей среде».
Первоисточник:
https://auto.onliner.by/2016/11/03/zakon-103
Расширенная статья-анализ в Автобизнесе (14.12.15):
► Показать
Век трофи-рейда не видать. Почему за стихийные "алкопокатушки" должны отвечать организованные джиперы?
Новое дополнение к Закону РБ "Об охране окружающей среды", которое вступит в силу в 2017 году, обеспокоило туристов и любителей различных видов спорта на природе. Недавно мы ездили в Налибокскую пущу, где узнали, почему в заказниках и заповедниках нельзя устраивать любительские "покатушки". Сегодня попробуем подробно разобраться со статьей 54-1 Закона РБ "Об охране окружающей среды" - не навредит ли она автомобильному спорту?
На сайте общественной организации "Ахова птушак Бацькаўшчыны" (АПБ) 2 ноября была опубликована статья "Джипы в законе". В ней говорится о том, что в законе об охране окружающей среды появится норма, которая "не даст внедорожникам и турслетам портить заказники".
"Трофи-рейды на внедорожниках, тест-драйвы болотоходов и другой техники, турслеты и прочие мероприятия активного отдыха часто проходят в нашей стране на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Выбор мест в Беларуси большой, но люди почему-то едут именно на ООПТ. В результате мы не раз становились свидетелями, как варварски уничтожались уникальные места. Страдает растительный и животный мир, почва, вода. Трофи-рейды на Ольманских болотах, лагерь БРСМ на Ислочи - фотографии в свое время взорвали интернет. И это далеко не все!" - прокомментировал ситуацию в той же публикации специалист АПБ по природоохранным вопросам Тимофей Пико.
После этих случаев общественные природоохранительные организации Беларуси объединили усилия, чтобы можно было призвать разрушителей природы к ответственности. "Общественность решила, что необходим нормативно-правовой акт, который будет регламентировать проведение таких мероприятий. Потом пришла другая идея - дополнить имеющийся Закон РБ "Об охране окружающей среды" новой статьей. Над этим трудилась рабочая группа "Охрана дикой природы Беларуси" вместе с АПБ, затем ОО "Багна" направила предложения в Совет Министров", - сообщает АПБ.
Закон вступит в силу 22 января 2017 года. Обратимся к тексту статьи:
В ст.54-1 нет ни слова о заказниках. Речь идет в целом о естественных экологических системах - лесных, луговых, болотных, водных и других. Открываем закон об охране окружающей среды:
Грубо говоря, в ст.54-1 имеется в виду вся природа, все то, что находится вне населенных пунктов и искусственных экологических систем - огородов, пашен, теплиц и т.д. То есть речь идет не только о заказниках.
Более того, если мы откроем постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2007 №1833 "О республиканских заказниках", выяснится, что в заказниках вне дорог обычным туристам запрещено двигаться на механических транспортных средствах. То есть еще до бравурных статей на природоохранительных сайтах "покатушки" на особо охраняемых природных территориях были запрещены.
Причем в ст.15.9 Кодекса об административных правонарушениях указано, что нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 35 б.в., на индивидуального предпринимателя - до 100 б.в., на юридическое лицо - до 500 базовых.
Совершенно непонятно, почему на сайте серьезной природоохранной организации читателей вводят в заблуждение и производят подмену понятий. Статьи экологов, к сожалению, перепечатали многие другие СМИ. В заказниках обычным туристам на механических транспортных средствах нельзя было ездить и раньше. И наказывать тех, кто ездит в заказниках, тоже можно было.
Идем дальше. Если внимательно читать ст.54-1, выясняется, что речь в ней идет не только о внедорожниках, а в целом о "спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятиях и туристических путешествиях, в том числе с использованием механических и иных транспортных средство и самоходных машин". Эти мероприятия не допускаются, если "в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия".
К слову, почему-то в статьях природоохранных организаций нет ни слова о том, что джиперы периодически проводят экорейды по вывозу мусора и посадке леса в естественных экологических системах. Кроме того, за участие в официальных соревнованиях спортсмены платят экологический сбор.
В официальных правилах проведения соревнований есть пункты, которые требуют от участников недопущения нанесения вреда природе. При этом маршруты установлены и согласованы с местными органами власти.
Теперь послушаем обе стороны "конфликта".
"Вызывает недоумение, почему при разработке изменений в законодательство не были привлечены профильные структуры, как минимум Белорусская автомобильная федерация, а также общественные объединения любителей внедорожной техники и туризма, - удивляется Олег Николаев, председатель комитета внедорожных соревнований Белорусской автомобильной федерации. - Я очень сожалею, что какие-то люди протестировали вездеходы в границах республиканского заказника, но при чем здесь официальные соревнования? Наказывайте виновных, пусть возмещают ущерб. При проведении официальных мероприятий с маршрутом проведения тоже бывают огрехи, но в таком случае все ответственные лица известны. Статья 54-1 никак не повлияет на стихийный туризм отдельных граждан, решивших проверить внедорожную технику на болоте. Я надеюсь, никому не нужно объяснять разницу между официальным массовым мероприятием и группой людей на внедорожниках или квадроциклах? В первом случае есть ответственные лица, регламентирующая документация, контроль за маршрутом и участниками, во втором - нет ничего. Соответствующими общественными объединениями проводится определенная работа, чтобы внедорожный туризм и соревнования организовывались в цивилизованном русле, без ущерба интересам граждан и природе. Если читать статью закона до запятой, есть риск, что у организаторов теперь могут возникнуть определенные проблемы при проведении соревнований. Не официальным мероприятиям нужно препятствовать, а неконтролируемым "покатушкам" и стихийным тест-драйвам.
Опять же они хотят выселить всех на военные полигоны, но, простите, военные никогда не согласуют там такие мероприятия. Разрешают со скрипом только вдоль границ при проведении крупных международных соревнований, и то не всегда. Зачем такие сложности? У нас достаточно уже существующих грунтовых дорог в таком состоянии, что любому джиперу их будет достаточно. Запрещать нужно съезд с дорог (просек, зимников) и передвижение "по целине". Впрочем, как будет реализовываться в жизнь этот закон, пока неизвестно. Надеемся, будут разработаны механизмы его реализации, сделаны разъяснения. Пока что статья написана с использованием настолько размытых формулировок и обобщений, что под нее при желании можно подвести выход из города любой группы граждан, а не только автомобилистов. Велотуризм, пеший туризм, грибники, ягодники, активный отдых, даже обычный пикник. И это на фоне разговоров о развитии туризма в стране".
"Езжу на гонки не один год, знаю, как у нас устроен лагерь, вижу, как бережно относятся спортсмены к природе, - комментирует Данила Долматов, участник внедорожных соревнований. - С каждым годом организаторы усиливают правила и ответственность за причинение вреда природе со стороны участников. И этот процесс всегда под контролем. Согласование соревнований - сложное и трудоемкое дело, но все маршруты официальных соревнований строго оговариваются и согласовываются. Зачастую маршруты проложены по заброшенным дорогам, которые есть на карте, но поскольку по ним десятилетиями никто не ездит, естественно, они зарастают. Что же сейчас получается? Организатор должен брать на себя ответственность за причинение вреда природе. Но вот вопрос: как можно установить, когда и кем был причинен вред? Смоделируем ситуацию. Во время проведения соревнования приезжают неизвестные люди, причиняют вред, допустим, вырубают деревья. Получается, что ответственность ложится на организатора, который все официально согласовал с местными властями? И как быть с теми, кто катается по лесу "в черную"? Опять же отвечает официальное лицо, которое стремится организовать свое мероприятие в рамках закона. Надеюсь, будут даны четкие инструкции, которые позволят организаторам официальных соревнований беспрепятственно проводить свои мероприятия, а те, кто катается "в черную" и разрушает флору, будут нести ответственность".
"Теперь, даже чтобы пройти пешей группой из пяти человек, то есть совершить туристическое путешествие, или проехаться на велосипедах, нужно получать разрешение?! - возмущен мотоциклист Максим Угорин. - Ведь, по сути, формулировка "либо существует угроза такого воздействия" может применяться к чему угодно. Уверен, что такой закон даст возможность государству просто штрафами набивать бюджет. Ведь у нас всегда так: сперва закон ввести и штрафовать, а потом уже пусть те, кого оштрафовали, доказывают, что они не виноваты. Данная норма рискует выйти боком организаторам любых мероприятий, начиная от турслетов и веломарафонов и заканчивая всем, что связано с автомототехникой".
Экологи и представители Минприроды имеют свои аргументы.
"Причиной появления статьи стали участившиеся случаи поездок на джипах по особо охраняемым территориям и естественным экосистемам, - рассказывает Константин Чикалов, заместитель председателя общественной организации "Багна". - После инцидента с тест-драйвом болотоходов в заказнике "Болото Мох" мы инициировали разбирательство по этому случаю. Кроме того, обратились в Минприроды с предложением урегулировать проведение массовых мероприятий в естественных экосистемах. Мы высказались за то, чтобы были выделены специальные места для таких соревнований. При этом не касались вопросов проведения культурно-массовых или туристических мероприятий - нас волновали исключительно джипинговые соревнования по заболоченным и водным экосистемам. Мы за то, чтобы подобные соревнования проходили в специально предназначенных для этого местах, например на военных полигонах. Да, на наш взгляд, статья 54-1 далеко не идеальная. Стоит отметить, что разрабатывали ее не общественные организации, а Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Мы просто озвучили наши опасения в связи с громкими случаями причинения вреда природе, особенно уникальным местам. Думаем, все образуется. "Багна" недавно отправила запрос, чтобы в Минприроды разъяснили, как они видят механизм реализации этого закона. Когда получим ответ, сможем дать развернутый комментарий на нашем сайте со ссылкой на все нормативно-правовые акты. Надеемся, что совместными усилиями с организаторами внедорожных соревнований нам удастся найти компромисс в этом вопросе. Мы не против внедорожных соревнований. Мы выступаем за то, чтобы соблюдались интересы всех сторон, как защитников природы, так и автолюбителей".
"Законом о государственной экспертизе, статьей 27, вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, - говорит Андрей Шахэмиров, начальник управления государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, - и законодательным актом, в который вносится статья 54-1, является Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". Данная норма еще будет трактоваться, регулироваться и разъясняться нашим управлением биологического и ландшафтного разнообразия. Сейчас я могу сказать, что на тот момент, когда мы уже дорабатывали закон, возникла острая необходимость данного регулирования. Поэтому в целях недопущения инцидентов, когда уникальные места разрушаются колесами различной внедорожной техники, внесена данная статья. Раньше у нас не было такой нормы. Экологические системы - это сложно регулируемые механизмы. Природа веками регулировала различные процессы. Соответственно въезжать туда на механических транспортных средствах ради двухчасового удовольствия, оставив нарушенный почвенный покров, уничтоженные плодородные слои почвы, я считаю преступлением. Зачем ради двух-трех часов уничтожать то, что создавалось веками? У нас есть большое количество полигонов, на которых испытывается та или иная техника, в том числе военная. Почему бы там не кататься ради удовольствия? Что касается туризма и неавтомобильных видов спорта, у нас активно развивается инфраструктура - создаются тропы, маршруты, стоянки. Пожалуйста, пользуйтесь, никаких проблем не будет".
Таким образом, на данный момент непонятно, как ст.54-1 будет реализовываться на практике, - об этом скажет только время. Ясно одно - экологам, чиновникам, представителям автомобильного спорта и любителям активного отдыха нужно сесть за стол переговоров и вместе обсудить вопросы защиты окружающей среды. Потому что, с одной стороны, природу действительно нужно беречь - в XXI веке это очень важно. С другой - не хотелось бы, чтобы возникали бюрократические препятствия при организации культурно-зрелищных, туристических или спортивных мероприятий, в том числе с использованием внедорожной техники. Как нам кажется, нужно найти золотую середину в этом вопросе.
Юрий ГЛАДЧУК
Фото из архива редакции
ABW.BY
P.S. Мнение того самого Павла Козловского, который катался на болотоходе в заказнике:
Да, это я! На этом фото, где "Хунта", она же "Ханта", она же "Хаски", плывет по озеру, я - Павел Козловский, журналист, тест-редактор ABW.BY, фанат внедорожных гонок, джипер, участник трофи-рейдов, джип-триалов и скоростных внедорожных соревнований. После публикации этого фото на "зеленых" порталах мне позвонило множество друзей и знакомых: "Как вы могли?!" Что могли? Это не соревнования, не "покатушки" - это была презентация, куда нас, журналистов, пригласили, показали технику и покатали на ней во всех режимах. Да, мы плавали по озеру, ездили по болоту. Но за рулем не было журналистов, и мы понятия не имели, где в этих местах Витебской области заповедная территория, а где просто гать и озера. Но "детонатор" сработал…
Те же друзья и знакомые присылали мне статьи, в которых было опубликовано мое фото, с подписями из категории "Их нравы". Обсуждалось и осуждалось там все, что можно приплести к словам "джиперы" и "внедорожники", хотя главной темой была "Хунта". Заодно чихвостили и тех, кто имеет внедорожник и имеет наглость периодически съезжать с асфальта. Мол, гоняют, пьяные, по "закромам родины", портят все, что на глаза попадается.
В связи с этим хотелось бы сказать следующее. Дорогие мои "зеленые" друзья! Я уважаю ваше стремление сохранить нашу природу, даже способствую этому всеми доступными мне способами. Но если уж вам на глаза попалась "Хунта" и еще несколько неадекватных "алко-туров", не нужно мешать в эту же грязь всех, кто имеет честь называть себя джипером. Потому что в первую очередь белорусский джипер - это участник официальных соревнований, почти наверняка имеющий лицензию и членство в Белорусской автомобильной внедорожной федерации, уважающий законы РБ и трепетно относящийся к природе.
Мой коллега Юрий Гладчук привел в своем материале выдержку из регламента типового соревнования: никакого мусора, никаких поваленных деревьев, никакого "трэша" после лагеря из 700-1000 человек не может остаться в принципе. Потому что при въезде ты платишь "экологический депозит" в 100 долларов, и если найдут хотя бы брошенную сигаретную пачку, депозит останется у организаторов. Я лично выкапывал из земли полуприпаханную раздавленную "полторашку" из-под пива, явно брошенную Х лет назад кем-то неизвестным, потому что она случайно оказалась вблизи нашей палатки. Позже организаторы извинились, но мы пришли к выводу, что все правильно: после джиперов не должно быть даже такого, чужого и старого, мусора.
Опять же, вспоминая о джиперах, поймите: в организованном внедорожном движении нет места изгоям, гоняющим пьяными по лесам. "Ой, опять там ваши гоняли пьяные, дерево завалили", - звонят иногда по выходным знакомые. "Наши?!" - уточняю я и прошу указать, были ли на машинах стартовые номера и рекламные наклейки. Если нет - это быдло, браконьеры, все те, у кого есть подготовленный внедорожник, но нет уважения к окружающей среде. Любое соревнование - это прежде всего согласованное мероприятие, на которое дают свое добро все местные органы управления, начиная от исполкома и лесников и заканчивая ГАИ. И никому из участников не нужно, чтобы к нему возникали претензии по части экологии. Мы тоже здесь живем, здесь будут жить наши дети, ходить по этим же лесам. И нам так же важно сохранить природу, как и вам, "зеленым".
Именно поэтому просьба не путать официальные мероприятие и "алко-туры". Последние, кстати, куда более распространенное явление. Это для официальных соревнований нужны согласования, предоплаты и т.д. А для "алко-тура" - водка, друзья и внедорожник. Или квадроцикл - эти вообще в "стада" собираются, и нет на них управы. Организаторы официальных соревнований часто жалуются: по маршрутам трофи потом гоняют пьяные местные, разносят все в хлам, валят деревья, чтобы сделать гать, а "осадок" достается официальным спортивным мероприятиям.
Поэтому, мои "зеленые" друзья, ваша законодательная инициатива, конечно, хороша, но ничего нового она не привносит: по заповедным территориям и до этого момента можно было ездить исключительно с позволения "собственника". Поэтому все ОФИЦИАЛЬНЫЕ соревнования проходили именно там, где нам позволили те, кто отвечает за данные земли. Причем организаторы в буквальном смысле слова "отпахивают" использование этих земель: нанимают стройтехнику, чтобы выровнять дорогу после "дакаровских" МАЗов, всегда тщательно контролируют уборку территории лагеря и т.д. Нарушение правил экологии в действительности может быть поводом для дисквалификации спортивного экипажа, к счастью, у нас такие наказания пока не применялись. Потому что немногие, но очень ответственные "орги" очень щепетильно относятся к теме экологии и природы.
А вот за НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ "покатушки", "алко-туры", браконьеров и просто любителей "погазовать под газом" белорусские джиперы не в ответе, равно как и за организаторов всякого рода презентаций. Так что, если вам еще когда-нибудь захочется запретить все внедорожное, для начала приезжайте на официальные внедорожные соревнования - по крайней мере после этого ваши сторонники хотя бы начнут различать джип-триал, трофи-рейды и бахи. А еще лучше приезжайте на нашу традиционную акцию "Сохрани лес", где джиперы вместе с семьями уже который год подряд засаживают гектары нового леса.
С уважением и надеждой на продуктивное сотрудничество,
тест-редактор ABW.BY Павел КОЗЛОВСКИЙ
Новое дополнение к Закону РБ "Об охране окружающей среды", которое вступит в силу в 2017 году, обеспокоило туристов и любителей различных видов спорта на природе. Недавно мы ездили в Налибокскую пущу, где узнали, почему в заказниках и заповедниках нельзя устраивать любительские "покатушки". Сегодня попробуем подробно разобраться со статьей 54-1 Закона РБ "Об охране окружающей среды" - не навредит ли она автомобильному спорту?
На сайте общественной организации "Ахова птушак Бацькаўшчыны" (АПБ) 2 ноября была опубликована статья "Джипы в законе". В ней говорится о том, что в законе об охране окружающей среды появится норма, которая "не даст внедорожникам и турслетам портить заказники".
"Трофи-рейды на внедорожниках, тест-драйвы болотоходов и другой техники, турслеты и прочие мероприятия активного отдыха часто проходят в нашей стране на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Выбор мест в Беларуси большой, но люди почему-то едут именно на ООПТ. В результате мы не раз становились свидетелями, как варварски уничтожались уникальные места. Страдает растительный и животный мир, почва, вода. Трофи-рейды на Ольманских болотах, лагерь БРСМ на Ислочи - фотографии в свое время взорвали интернет. И это далеко не все!" - прокомментировал ситуацию в той же публикации специалист АПБ по природоохранным вопросам Тимофей Пико.
После этих случаев общественные природоохранительные организации Беларуси объединили усилия, чтобы можно было призвать разрушителей природы к ответственности. "Общественность решила, что необходим нормативно-правовой акт, который будет регламентировать проведение таких мероприятий. Потом пришла другая идея - дополнить имеющийся Закон РБ "Об охране окружающей среды" новой статьей. Над этим трудилась рабочая группа "Охрана дикой природы Беларуси" вместе с АПБ, затем ОО "Багна" направила предложения в Совет Министров", - сообщает АПБ.
Закон вступит в силу 22 января 2017 года. Обратимся к тексту статьи:
К слову, дополнения в вышеназванный нормативно-правовой акт внесены ст.27 Закона РБ "О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду" от 18 июля 2016 г. №399-З, который принят Палатой представителей 16 июня 2016 года и одобрен Советом Республики 30 июня 2016 года.Статья 54-1. Требования в области охраны окружающей среды при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершении туристических путешествий
Проведение спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий, совершение туристических путешествий, в том числе с использованием механических и иных транспортных средств, самоходных машин, в специально не предназначенных для этих целей местах, расположенных в естественных экологических системах (лесных, луговых, болотных, водных и др.), не допускаются, если в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия.
В ст.54-1 нет ни слова о заказниках. Речь идет в целом о естественных экологических системах - лесных, луговых, болотных, водных и других. Открываем закон об охране окружающей среды:
Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (объекты растительного и животного мира) и неживые ее компоненты взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией.
Грубо говоря, в ст.54-1 имеется в виду вся природа, все то, что находится вне населенных пунктов и искусственных экологических систем - огородов, пашен, теплиц и т.д. То есть речь идет не только о заказниках.
Более того, если мы откроем постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.12.2007 №1833 "О республиканских заказниках", выяснится, что в заказниках вне дорог обычным туристам запрещено двигаться на механических транспортных средствах. То есть еще до бравурных статей на природоохранительных сайтах "покатушки" на особо охраняемых природных территориях были запрещены.
Причем в ст.15.9 Кодекса об административных правонарушениях указано, что нарушение режима охраны и использования особо охраняемых природных территорий, если в этом деянии нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от 4 до 35 б.в., на индивидуального предпринимателя - до 100 б.в., на юридическое лицо - до 500 базовых.
Совершенно непонятно, почему на сайте серьезной природоохранной организации читателей вводят в заблуждение и производят подмену понятий. Статьи экологов, к сожалению, перепечатали многие другие СМИ. В заказниках обычным туристам на механических транспортных средствах нельзя было ездить и раньше. И наказывать тех, кто ездит в заказниках, тоже можно было.
Идем дальше. Если внимательно читать ст.54-1, выясняется, что речь в ней идет не только о внедорожниках, а в целом о "спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятиях и туристических путешествиях, в том числе с использованием механических и иных транспортных средство и самоходных машин". Эти мероприятия не допускаются, если "в результате их проведения будет оказано вредное воздействие на природные комплексы и объекты либо существует угроза такого воздействия".
К слову, почему-то в статьях природоохранных организаций нет ни слова о том, что джиперы периодически проводят экорейды по вывозу мусора и посадке леса в естественных экологических системах. Кроме того, за участие в официальных соревнованиях спортсмены платят экологический сбор.
В официальных правилах проведения соревнований есть пункты, которые требуют от участников недопущения нанесения вреда природе. При этом маршруты установлены и согласованы с местными органами власти.
1.21. Коридор движения - максимально допустимое отклонение транспортного средства от траектории движения:
линейный СУ - отклонение от траектории движения, предписанной в Дорожной книге;
навигационный СУ - отклонение от центральной линии любой визуально определяемой существующей дороги (в т.ч. зимники и просеки), расположенной в пределах границ Официальной трассы и используемой экипажем для движения.
21.1. Запрещено сливать нефтепродукты и технические жидкости на землю и в водоемы, а также оставлять после себя следы ремонта. Замененные запчасти, колеса и аккумуляторы надлежит забирать с собой. Невыполнение данного требования пенализируется исключением из соревнования.
21.2. Запрещается крепить трос за дерево без использования защитного плоского стропа (ремня шириной не менее 60 мм, исключающего повреждения коры дерева), не зависимо от того, является ли дерево, к которому крепится трос, живым или мертвым. Запрещается любой другой контакт троса лебедки с деревом без использования защитного материала, не допускающего повреждения дерева.
21.3. Запрещается использовать пилу/топор для валки живых деревьев.
21.4. Запрещается иметь при себе и/или в автомобиле во время соревнования огнестрельное оружие. Пенализация за нарушение данного требования - исключение из соревнования.
21.5. Каждый член экипажа несет персональную ответственность согласно действующему законодательству Республики Беларусь, в том числе Закона "Об охране окружающей среды", за свои действия в течение всего соревнования и нанесенный ущерб. Пенализация экипажа и/или уплата денежных штрафов Организатору не освобождает членов экипажа от такой ответственности.
Правила организации и проведения соревнований по трофи-рейдам Белорусской автомобильной федерации
Теперь послушаем обе стороны "конфликта".
"Вызывает недоумение, почему при разработке изменений в законодательство не были привлечены профильные структуры, как минимум Белорусская автомобильная федерация, а также общественные объединения любителей внедорожной техники и туризма, - удивляется Олег Николаев, председатель комитета внедорожных соревнований Белорусской автомобильной федерации. - Я очень сожалею, что какие-то люди протестировали вездеходы в границах республиканского заказника, но при чем здесь официальные соревнования? Наказывайте виновных, пусть возмещают ущерб. При проведении официальных мероприятий с маршрутом проведения тоже бывают огрехи, но в таком случае все ответственные лица известны. Статья 54-1 никак не повлияет на стихийный туризм отдельных граждан, решивших проверить внедорожную технику на болоте. Я надеюсь, никому не нужно объяснять разницу между официальным массовым мероприятием и группой людей на внедорожниках или квадроциклах? В первом случае есть ответственные лица, регламентирующая документация, контроль за маршрутом и участниками, во втором - нет ничего. Соответствующими общественными объединениями проводится определенная работа, чтобы внедорожный туризм и соревнования организовывались в цивилизованном русле, без ущерба интересам граждан и природе. Если читать статью закона до запятой, есть риск, что у организаторов теперь могут возникнуть определенные проблемы при проведении соревнований. Не официальным мероприятиям нужно препятствовать, а неконтролируемым "покатушкам" и стихийным тест-драйвам.
Опять же они хотят выселить всех на военные полигоны, но, простите, военные никогда не согласуют там такие мероприятия. Разрешают со скрипом только вдоль границ при проведении крупных международных соревнований, и то не всегда. Зачем такие сложности? У нас достаточно уже существующих грунтовых дорог в таком состоянии, что любому джиперу их будет достаточно. Запрещать нужно съезд с дорог (просек, зимников) и передвижение "по целине". Впрочем, как будет реализовываться в жизнь этот закон, пока неизвестно. Надеемся, будут разработаны механизмы его реализации, сделаны разъяснения. Пока что статья написана с использованием настолько размытых формулировок и обобщений, что под нее при желании можно подвести выход из города любой группы граждан, а не только автомобилистов. Велотуризм, пеший туризм, грибники, ягодники, активный отдых, даже обычный пикник. И это на фоне разговоров о развитии туризма в стране".
"Езжу на гонки не один год, знаю, как у нас устроен лагерь, вижу, как бережно относятся спортсмены к природе, - комментирует Данила Долматов, участник внедорожных соревнований. - С каждым годом организаторы усиливают правила и ответственность за причинение вреда природе со стороны участников. И этот процесс всегда под контролем. Согласование соревнований - сложное и трудоемкое дело, но все маршруты официальных соревнований строго оговариваются и согласовываются. Зачастую маршруты проложены по заброшенным дорогам, которые есть на карте, но поскольку по ним десятилетиями никто не ездит, естественно, они зарастают. Что же сейчас получается? Организатор должен брать на себя ответственность за причинение вреда природе. Но вот вопрос: как можно установить, когда и кем был причинен вред? Смоделируем ситуацию. Во время проведения соревнования приезжают неизвестные люди, причиняют вред, допустим, вырубают деревья. Получается, что ответственность ложится на организатора, который все официально согласовал с местными властями? И как быть с теми, кто катается по лесу "в черную"? Опять же отвечает официальное лицо, которое стремится организовать свое мероприятие в рамках закона. Надеюсь, будут даны четкие инструкции, которые позволят организаторам официальных соревнований беспрепятственно проводить свои мероприятия, а те, кто катается "в черную" и разрушает флору, будут нести ответственность".
"Теперь, даже чтобы пройти пешей группой из пяти человек, то есть совершить туристическое путешествие, или проехаться на велосипедах, нужно получать разрешение?! - возмущен мотоциклист Максим Угорин. - Ведь, по сути, формулировка "либо существует угроза такого воздействия" может применяться к чему угодно. Уверен, что такой закон даст возможность государству просто штрафами набивать бюджет. Ведь у нас всегда так: сперва закон ввести и штрафовать, а потом уже пусть те, кого оштрафовали, доказывают, что они не виноваты. Данная норма рискует выйти боком организаторам любых мероприятий, начиная от турслетов и веломарафонов и заканчивая всем, что связано с автомототехникой".
Экологи и представители Минприроды имеют свои аргументы.
"Причиной появления статьи стали участившиеся случаи поездок на джипах по особо охраняемым территориям и естественным экосистемам, - рассказывает Константин Чикалов, заместитель председателя общественной организации "Багна". - После инцидента с тест-драйвом болотоходов в заказнике "Болото Мох" мы инициировали разбирательство по этому случаю. Кроме того, обратились в Минприроды с предложением урегулировать проведение массовых мероприятий в естественных экосистемах. Мы высказались за то, чтобы были выделены специальные места для таких соревнований. При этом не касались вопросов проведения культурно-массовых или туристических мероприятий - нас волновали исключительно джипинговые соревнования по заболоченным и водным экосистемам. Мы за то, чтобы подобные соревнования проходили в специально предназначенных для этого местах, например на военных полигонах. Да, на наш взгляд, статья 54-1 далеко не идеальная. Стоит отметить, что разрабатывали ее не общественные организации, а Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Мы просто озвучили наши опасения в связи с громкими случаями причинения вреда природе, особенно уникальным местам. Думаем, все образуется. "Багна" недавно отправила запрос, чтобы в Минприроды разъяснили, как они видят механизм реализации этого закона. Когда получим ответ, сможем дать развернутый комментарий на нашем сайте со ссылкой на все нормативно-правовые акты. Надеемся, что совместными усилиями с организаторами внедорожных соревнований нам удастся найти компромисс в этом вопросе. Мы не против внедорожных соревнований. Мы выступаем за то, чтобы соблюдались интересы всех сторон, как защитников природы, так и автолюбителей".
"Законом о государственной экспертизе, статьей 27, вносятся изменения и дополнения в некоторые законодательные акты, - говорит Андрей Шахэмиров, начальник управления государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, - и законодательным актом, в который вносится статья 54-1, является Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". Данная норма еще будет трактоваться, регулироваться и разъясняться нашим управлением биологического и ландшафтного разнообразия. Сейчас я могу сказать, что на тот момент, когда мы уже дорабатывали закон, возникла острая необходимость данного регулирования. Поэтому в целях недопущения инцидентов, когда уникальные места разрушаются колесами различной внедорожной техники, внесена данная статья. Раньше у нас не было такой нормы. Экологические системы - это сложно регулируемые механизмы. Природа веками регулировала различные процессы. Соответственно въезжать туда на механических транспортных средствах ради двухчасового удовольствия, оставив нарушенный почвенный покров, уничтоженные плодородные слои почвы, я считаю преступлением. Зачем ради двух-трех часов уничтожать то, что создавалось веками? У нас есть большое количество полигонов, на которых испытывается та или иная техника, в том числе военная. Почему бы там не кататься ради удовольствия? Что касается туризма и неавтомобильных видов спорта, у нас активно развивается инфраструктура - создаются тропы, маршруты, стоянки. Пожалуйста, пользуйтесь, никаких проблем не будет".
Таким образом, на данный момент непонятно, как ст.54-1 будет реализовываться на практике, - об этом скажет только время. Ясно одно - экологам, чиновникам, представителям автомобильного спорта и любителям активного отдыха нужно сесть за стол переговоров и вместе обсудить вопросы защиты окружающей среды. Потому что, с одной стороны, природу действительно нужно беречь - в XXI веке это очень важно. С другой - не хотелось бы, чтобы возникали бюрократические препятствия при организации культурно-зрелищных, туристических или спортивных мероприятий, в том числе с использованием внедорожной техники. Как нам кажется, нужно найти золотую середину в этом вопросе.
Юрий ГЛАДЧУК
Фото из архива редакции
ABW.BY
P.S. Мнение того самого Павла Козловского, который катался на болотоходе в заказнике:
Да, это я! На этом фото, где "Хунта", она же "Ханта", она же "Хаски", плывет по озеру, я - Павел Козловский, журналист, тест-редактор ABW.BY, фанат внедорожных гонок, джипер, участник трофи-рейдов, джип-триалов и скоростных внедорожных соревнований. После публикации этого фото на "зеленых" порталах мне позвонило множество друзей и знакомых: "Как вы могли?!" Что могли? Это не соревнования, не "покатушки" - это была презентация, куда нас, журналистов, пригласили, показали технику и покатали на ней во всех режимах. Да, мы плавали по озеру, ездили по болоту. Но за рулем не было журналистов, и мы понятия не имели, где в этих местах Витебской области заповедная территория, а где просто гать и озера. Но "детонатор" сработал…
Те же друзья и знакомые присылали мне статьи, в которых было опубликовано мое фото, с подписями из категории "Их нравы". Обсуждалось и осуждалось там все, что можно приплести к словам "джиперы" и "внедорожники", хотя главной темой была "Хунта". Заодно чихвостили и тех, кто имеет внедорожник и имеет наглость периодически съезжать с асфальта. Мол, гоняют, пьяные, по "закромам родины", портят все, что на глаза попадается.
В связи с этим хотелось бы сказать следующее. Дорогие мои "зеленые" друзья! Я уважаю ваше стремление сохранить нашу природу, даже способствую этому всеми доступными мне способами. Но если уж вам на глаза попалась "Хунта" и еще несколько неадекватных "алко-туров", не нужно мешать в эту же грязь всех, кто имеет честь называть себя джипером. Потому что в первую очередь белорусский джипер - это участник официальных соревнований, почти наверняка имеющий лицензию и членство в Белорусской автомобильной внедорожной федерации, уважающий законы РБ и трепетно относящийся к природе.
Мой коллега Юрий Гладчук привел в своем материале выдержку из регламента типового соревнования: никакого мусора, никаких поваленных деревьев, никакого "трэша" после лагеря из 700-1000 человек не может остаться в принципе. Потому что при въезде ты платишь "экологический депозит" в 100 долларов, и если найдут хотя бы брошенную сигаретную пачку, депозит останется у организаторов. Я лично выкапывал из земли полуприпаханную раздавленную "полторашку" из-под пива, явно брошенную Х лет назад кем-то неизвестным, потому что она случайно оказалась вблизи нашей палатки. Позже организаторы извинились, но мы пришли к выводу, что все правильно: после джиперов не должно быть даже такого, чужого и старого, мусора.
Опять же, вспоминая о джиперах, поймите: в организованном внедорожном движении нет места изгоям, гоняющим пьяными по лесам. "Ой, опять там ваши гоняли пьяные, дерево завалили", - звонят иногда по выходным знакомые. "Наши?!" - уточняю я и прошу указать, были ли на машинах стартовые номера и рекламные наклейки. Если нет - это быдло, браконьеры, все те, у кого есть подготовленный внедорожник, но нет уважения к окружающей среде. Любое соревнование - это прежде всего согласованное мероприятие, на которое дают свое добро все местные органы управления, начиная от исполкома и лесников и заканчивая ГАИ. И никому из участников не нужно, чтобы к нему возникали претензии по части экологии. Мы тоже здесь живем, здесь будут жить наши дети, ходить по этим же лесам. И нам так же важно сохранить природу, как и вам, "зеленым".
Именно поэтому просьба не путать официальные мероприятие и "алко-туры". Последние, кстати, куда более распространенное явление. Это для официальных соревнований нужны согласования, предоплаты и т.д. А для "алко-тура" - водка, друзья и внедорожник. Или квадроцикл - эти вообще в "стада" собираются, и нет на них управы. Организаторы официальных соревнований часто жалуются: по маршрутам трофи потом гоняют пьяные местные, разносят все в хлам, валят деревья, чтобы сделать гать, а "осадок" достается официальным спортивным мероприятиям.
Поэтому, мои "зеленые" друзья, ваша законодательная инициатива, конечно, хороша, но ничего нового она не привносит: по заповедным территориям и до этого момента можно было ездить исключительно с позволения "собственника". Поэтому все ОФИЦИАЛЬНЫЕ соревнования проходили именно там, где нам позволили те, кто отвечает за данные земли. Причем организаторы в буквальном смысле слова "отпахивают" использование этих земель: нанимают стройтехнику, чтобы выровнять дорогу после "дакаровских" МАЗов, всегда тщательно контролируют уборку территории лагеря и т.д. Нарушение правил экологии в действительности может быть поводом для дисквалификации спортивного экипажа, к счастью, у нас такие наказания пока не применялись. Потому что немногие, но очень ответственные "орги" очень щепетильно относятся к теме экологии и природы.
А вот за НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ "покатушки", "алко-туры", браконьеров и просто любителей "погазовать под газом" белорусские джиперы не в ответе, равно как и за организаторов всякого рода презентаций. Так что, если вам еще когда-нибудь захочется запретить все внедорожное, для начала приезжайте на официальные внедорожные соревнования - по крайней мере после этого ваши сторонники хотя бы начнут различать джип-триал, трофи-рейды и бахи. А еще лучше приезжайте на нашу традиционную акцию "Сохрани лес", где джиперы вместе с семьями уже который год подряд засаживают гектары нового леса.
С уважением и надеждой на продуктивное сотрудничество,
тест-редактор ABW.BY Павел КОЗЛОВСКИЙ
Первоисточник:
https://www.abw.by/news/193746/