Боулер (Bowler) - что за зверь и откуда он взялся?

Соревнования по ралли-рейдам и джип-спринту в Беларуси
Аватара пользователя
founder
Председатель КВС
Сообщения: 1354
Зарегистрирован: 07 июл 2016, 18:09
Откуда: Minsk
Благодарил (а): 87 раз
Поблагодарили: 207 раз

Боулер (Bowler) - что за зверь и откуда он взялся?

Непрочитанное сообщение founder » 14 сен 2017, 07:36

Bowler.jpg
Bowler.jpg (397.59 КБ) 301 просмотр

Если Вы не реагируете на "Bowler" - то Вы далеки от ралли-рейдов как оффроад от бадминтона. :hah:
У каждого джипера, кто хоть где-то участвовал во "взрослых" скоростных гонках, при этом слове начинает крутиться голова и морщиться лоб, потому как появление марки Bowler в стартовом протоколе не сулит соперникам ничего хорошего (по крайне мере в наших, местячковых, соревнованиях)...

Мировой автоспорт семимильными шагами идет вперед, но для белорусских ралли-рейдов Bowler даже первых серий - это космическая летающая тарелка из Зоны-51, про которую известно лишь что она стоит сотни тысяч евро и сделана на мостах Лэнд-Ровер. 8-|

В этой подборке материалов приведена история возникновения и эволюция легендарного гоночного внедорожника. К сожалению, большинство информации рассчитано на "диванного" потребителя и заключается в сведениях типа "сколько жрэ" и "сколько прэ", а постройка спортивного автомобиля это всего лишь "интеграция каркаса в раму от чего-то там". Мы не найдем здесь компоновки агрегатов, конструкторских решений, фотографий узлов и ноу-хау которые были бы весьма полезны практикам ралли-рейдов, но даже в таком виде история марки интересна к прочтению.

Итак, Боулер (Bowler) - что это за зверь и откуда он взялся?

Дрю Боулер родился в 1953 году в небольшом городке Белпер в Великобритании. С ранних лет, как водится, он проявлял интерес к технике, а после школы работал кузнецом. В начале 80-х он начал заниматься кроссовыми мотогонками, но быстро охладел к этому делу и решил участвовать в гонках внедорожников. Первым опытом молодого конструктора стал доработанный классический Land Rover третьей серии, который ведет свою историю от самой первой модели марки.
Автомобиль подвергли небольшой модернизации: место листовых рессор в зависимых передней и задней подвесках заняли пружины. В 1984 году автомобиль с Дрю Боулером за рулем занимал места в пятерке лучших на гоночных трассах. От соперников всё чаще стали поступать предложения о покупке этого автомобиля или постройке еще одного аналогичного, и Боулер задумался о создании собственной фирмы, в которой смог бы реализовать свои наработки и идеи в реальных гоночных внедорожниках. В 1985 году он основывает фирму, получившую вполне ожидаемое название Bowler Offroad. Все-таки хорошо быть британцем со звучной фамилией!

1985 — Bowler ARC
1985-Founded.jpg
1985-Founded.jpg (141.92 КБ) 301 просмотр

В качестве рода занятий для своей фирмы Дрю, как вы уже поняли, выбрал постройку гоночных внедорожников для любительских соревнований, а за основу брались внедорожники фирмы Land Rover. Первым собственным автомобилем фирмы стал Bowler ARC (аббревиатура от Advanced Racing Car – это можно перевести как высокопроизводительный гоночный автомобиль). В основе конструкции – укороченная лонжеронная рама от Range Rover, на которую был поставлен открытый алюминиевый кузов от Land Rover первой серии.
Основные узлы и агрегаты остались от классического Range Rover: 3,5-литровый V8 с двумя карбюраторами Stromberg развивал 126 л.с. и 258 Нм момента. С ним агрегатировали 5-ступенчатую механику. Подвески – зависимые, пружинные спереди и сзади. Благодаря снижению массы почти на полтонны время разгона автомобиля не превысило 11 секунд. Всего за 4 года силами Дрю Боулера было построено 5 таких внедорожников.

1989 – Bowler Tomcat
1995-TC-100.jpg
1995-TC-100.jpg (199.18 КБ) 301 просмотр

Внешние панели кузова были выполнены из пластика и алюминия. В подкапотном пространстве поселился 3.9-литровый двигатель V8 с механическим впрыском топлива Lucas мощностью 185 л.с. от Range Rover. Компанию ему составила 5-ступенчатая механика. В трансмиссии появились блокируемые межосевой и межколесные дифференциалы, а подвески остались зависимыми.

По заказу автомобиль можно было оснастить любым двигателем, предложенным клиентом, и секвентальной коробкой передач. С 1989 по 2001 год было выпущено 400 автомобилей, а в 2001 году, с увеличением роста выпуска современной модели Wildcat, лицензия на производство была продана специально созданной для этого компании Tomcat Motorsport, которая существует и по сей день и, в основном, занимается техническим обслуживанием и тюнингом уже произведенных Томкэтов.
Цена нового Tomcat в Англии достигала 60 000 фунтов стерлингов.

1997 – Bowler Wildcat
Bowler QT Wildcat.jpg
Bowler QT Wildcat.jpg (374.25 КБ) 301 просмотр

Уже в 1996 году Боулер начинает разработку новой модели, в основе которой лежит Tomcat. Главным отличием спортпрототипа, получившего собственное имя Wildcat стала пространственная рама-ферма из стальных труб, рассчитанная на компьютере. В силовую структуру рамы был интегрирован каркас безопасности, а внешние панели выполнены из композитных материалов.

Автомобиль создан на агрегатах различных моделей Land Rover: например, от них взяты мосты, продольные рычаги крепления мостов, карданная передача и раздаточная коробка. На выбор покупателя предлагались два бензиновых двигателя V8 Rover объемом 4.0 (185 л.с., 340 Нм) и 4.6 литра (218 л.с., 400 Нм), соответственно. По заказу клиент мог предоставить собственный двигатель, например, BMW или Honda.

Радиатор охлаждения двигателя, для лучшей развесовки, расположили за пассажирским отсеком. Воздух для охлаждения мотора и вентиляции кокпита забирается через воздухозаборник над лобовым стеклом. Бензобак емкостью 350 литров располагается за салоном, чтобы также улучшить развесовку.

Подвески колес остались зависимыми, в результате получилась прочная и надежная конструкция. Серийное производство «Диких Кошек» началось в 1997 году параллельно с Tomcat. Именно Wildcat прославил Bowler – многие частные команды выставляли эти машины на марафон Париж – Дакар. Несколько таких автомобилей было куплено и российскими энтузиастами ралли-рейдов.

Производство «Диких Кошек» продолжалось с 2001 по 2008 год, причем в 2007 году лицензия на производство была продана фирме QT Services. Помимо технического обслуживания Wildcat компания QT занимается мелкосерийным выпуском спортпрототипов – и эта модель остается популярной. Например, в Дакаре 2015 года стартовало три машины QT и два Bowler. Всего за годы производства было выпущено 75 экземпляров Wildcat, по цене от 100 000 фунтов стерлингов каждый.

2007 – Bowler Nemesis
Bowler Nemesis.jpg
Bowler Nemesis.jpg (420.84 КБ) 301 просмотр

На смену Wildcat приходит совершенно новая модель – Bowler Nemesis. Названный в честь Немезиды – богини возмездия, он, как и предыдущие автомобили марки Bowler, был создан для участия в ралли-рейдах и подготовлен для участия в гонках класса FIA T1. В основе конструкции – трубчатая стальная рама-ферма, на которой закреплен трубчатый стальной каркас безопасности.

К ней также крепятся независимые подвески передних и задних колес на двойных поперечных рычагах. Внешние панели кузова выполнены из усиленного стеклопластиком композитного материала Twin-Tex. Помимо него, некоторые элементы, которые испытывают повышенные нагрузки выполнены из углепластика.

Дизайн Немезиды также выполнен с оглядкой на Range Rover Sport, а решетка радиатора, передние и задние фары напрямую берутся у этой модели. Под капотом Nemesis расположился двигатель V8 объемом 4.2 литра с нагнетателем мощностью 510 л.с. Двигатель, по правилам соревнований, задушен ограничителем-рестриктором во впускном коллекторе. С ним совместили 6-ступенчатую механику.

Привод – полный, с самоблокирующимися межосевым и межколесными дифференциалами. Nemesis способен разогнаться до сотни за 4,5 секунды, а максимальная скорость автомобиля достигает 225 км/ч. В 2008 году марафон Париж – Дакар отменили из-за опасной военной обстановки на территории Африки, а поскольку основными клиентами Bowler были участники Дакара, то глава фирмы даже подумывал о закрытии предприятия. Но, к счастью, этого не произошло, Дакар теперь стал брендом и перенесся на другой континент, а автомобили Bowler всё так же востребованы среди гонщиков.

2011 – Bowler Nemesis EXR
Bowler Nemesis EXR.jpg
Bowler Nemesis EXR.jpg (260.82 КБ) 301 просмотр

Спустя 4 года после начала выпуска Немезиды Дрю Боулер подготовил модернизированную версию своего внедорожника. Компрессорный двигатель на Немезиде подвергся критике от спортсменов из-за сложности его ремонта и требований к топливу и маслам. Поэтому его место под капотом занял пятилитровый атмосферный двигатель V8 объемом 5 литров, который задушен рестриктором и развивает мощность 300 л.с. и 582 Нм крутящего момента. С ним сагрегатирована 6-ступенчатая механика.

По заказу на автомобиль можно поставить и гоночную секвентальную коробку передач Sadev. Новый автомобиль на 65% унифицирован по узлам и агрегатам с серийными автомобилями Land Rover. Вместо разработанной на компьютере собственной рамы в основе конструкции – укороченная лонжеронная рама от Range Rover Sport, на которой крепится трубчатый каркас безопасности.

Поворотные кулаки, рулевая рейка с уменьшенным передаточным числом, ступицы и шарниры равных угловых скоростей также были позаимствованы у серийных внедорожников Land Rover. Подвески – независимые, на двойных поперечных рычагах, с измененной кинематикой и гоночными регулируемыми амортизаторами фирмы Donerre. За спинами водителя и пассажира расположился 450-литровый бензобак. Максимальная скорость новинки достигла 225 км/ч, а разгон до сотни – 3,8 секунды.
Цена – 145 тысяч фунтов стерлингов без учета налогов.

В 2011 году Дрю Боулер начал заниматься разработкой своего первого автомобиля, имеющего допуск до дорог общего пользования. Построенная на базе Nemesis EXR, новая модель получила литеру S в названии. Сертификация нового автомобиля в Великобритании стоит около полумиллиона фунтов, поэтому для машин, произведенных очень маленькими партиями, проще получить индивидуальное одобрение как для самоделок.

Производство автомобилей марки Bowler
history.png
history.png (190.35 КБ) 301 просмотр

Компания базируется в небольшом городке Белпер, графство Дербишир, Великобритания. Каждый автомобиль строится вручную по специальному заказу. Время постройки автомобиля занимает около двух месяца ручного труда. За год компанией строилось около 20 автомобилей. На производстве трудится 14 человек. Дорожный автомобиль имеет заводскую гарантию на год, а обслуживать его можно в специализированных сервисах компании Land Rover.

Поскольку фирма не занимается производством собственных агрегатов, большое количество узлов и агрегатов закупается у других производителей. Среди поставщиков фирмы Bowler есть Land Rover (двигатели и коробки передач), Bilstein (элементы подвески) и AP Racing (тормозные системы).

Интересные факты:
logo.jpg
logo.jpg (196.54 КБ) 301 просмотр

— Эмблема марки Bowler незатейлива и проста: вписанная в овал фамилия создателя.
— Большинство автомобилей марки Bowler участвуют в самых изнурительных ралли-рейдах планеты, таких как ралли-марафон «Париж-Дакар», южноамериканской его версии «Дакар», а также «Ралли Фараонов» в Африке.
— При поддержке QT Service и Bowler в 2014 и 2015 годах в ралли-марафоне «Дакар» участвовала гоночная команда Race2Recovery. В её составе — добровольцы из травмированных ветеранов вооруженных сил Великобритании. Команда принимает участие в гонках с благотворительными целями, на полученные пожертвования будет построен реабилитационный центр для раненных военных. Специально для пилотов команды, лишенных частей тела, были созданы индивидуальные механизмы управления.
— Гоночные автомобили марки успешно продаются в Центральной Европе — Португалии, Испании, Франции и Голландии, несколько автомобилей было куплено энтузиастами из России.
— Дорожные автомобили EXR-S в основном продаются частным клиентам с Ближнего Востока, из Азии и Европы. Несмотря на интерес к автомобилям Bowler в США, выход на этот рынок практически невозможен: в конструкцию автомобиля необходимо было внести большое количество изменений для соответствия жестким требованиям американского рынка.

В чем фишка Bowler?

1. Один из немногих в мире мелкосерийный суперкар-внедорожник
2. Широкая унификация с автомобилями марки Land Rover (до 65 процентов комплектующих)
3. Дорожные версии гоночных автомобилей марки, которые имеют официальный допуск на дороги общего пользования.
4. Старые модели до сих пор собираются — после освоения новых моделей оснастка и техническая документация на предыдущие модели продается на сторону.
:rul:

В статье использованы материалы:
http://www.kolesa.ru
http://www.bowlermotorsport.com

Вернуться в «Ралли-рейды, джип-спринт»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей