«МАЗ-СПОРТавто» — 10 лет!

Новости из мира 4х4 и не только.
Аватара пользователя
founder
Admin
Сообщения:2575
Зарегистрирован:07 июл 2016, 18:09
Откуда:Minsk
Благодарил (а): 160 раз
Поблагодарили: 381 раз
«МАЗ-СПОРТавто» — 10 лет!

Непрочитанное сообщение founder » 05 дек 2020, 08:36

1 декабря свою первую «десятку» отметила команда «МАЗ-СПОРТавто». Некоторые ее представители круглую дату встретили в дороге, направляя болиды в Марсель, откуда технику паромом отправят в Саудовскую Аравию, где уже в январе состоится долгожданный «Дакар-2021». Мы не упустили возможности пообщаться с теми, кто стоял у истоков создания команды, и вспомнить, с чего начиналась ее история.
MAZ.jpg
MAZ.jpg (119.97КБ)316 просмотров


Приказ № 1541 от 16.11.2010 — формально, история команды началась с этого документа, который гласил: «приказываю… создать с 01.12.2010 в структуре ОАО «МАЗ» спортивную команду «МАЗ-СПОРТавто» штатной численностью 15 единиц…». Реально же, первые шаги к покорению золотых песков и бездорожья начались задолго до выхода приказа, в мае 2010-го, когда приступили к созданию мазовского болида, который уже в сентябре пройдет свое боевое крещение по российским просторам в соревновании «Шелковый путь».

По регламенту требовалось, чтобы спорткар был создан из серийной техники, поэтому за основу взяли шасси МАЗ-5309 — на тот момент это была лучшая модель «МАЗа», подходящая для строительства спортивного автомобиля, однако недостаточно мощная для спортивных состязаний: как итог, более слабый серийный двигатель заменили на иной с мощностью 700 л.с., под заказ на заводе создали мазовские мосты и рессоры, установили специальное спортивное сцепление ZF, сконструировали два каркаса безопасности: внутри и за кабиной, разработали специальную оригинальную платформу, амортизаторы решили заказать на МЗКТ — и это лишь часть изменений, которые претерпел серийный автомобиль.

Создавали первый болид 4 месяца, непростых и порою бессонных. Параллельно с оформлением документации проходила подготовка деталей и постепенная сборка. Более 20 работников УГК разрабатывали болид, попутно создавалась техничка, формировалась команда. Ребята (начальник конструкторского отдела спортивных автомобилей, штурман экипажа Дмитрий Вихренко, заместитель начальника команды по техническим вопросам Григорий Пацкевич и заместитель начальника команды, штурман экипажа Павел Гаранин) вспоминают, что в цехе они трудились не покладая рук до поздней ночи, хотя и дома их не покидали мысли о работе. Когда заветный болид был готов, цель у команды стояла одна — доехать до финиша. «Шелковый путь» состоял из 8 этапов, начиная от Питера и завершая соревнование в Сочи. Ребята не только достигли своей цели — дошли до финиша, но и смогли обогнать некоторых своих соперников. Завершили выступление наши спорт-смены на 12-й строчке.

Шелковый Путь 2010.jpg
Шелковый Путь 2010.jpg (99.16КБ)316 просмотров


— Этот рейд показал слабые места нашего болида: например, у нас постоянно ломались амортизаторы, новые тоже «жили» не долго, — вспоминает первое выступление Григорий Пацкевич. — Большая часть комплектующих не подходила для жестких условий большого спорта. К следующим соревнованиям машина должна была быть легче, мотор мощнее, требовалось поставить запчасти не хуже, чем у конкурентов. И самое главное — если мы хотели однажды показать достойные результаты на соревнованиях мирового уровня, нам было необходимо организовать отдельную структуру, которая занималась бы непосредственно созданием спортивных машин.

По возвращении команды руководством завода было дано указание: покупать самые лучшие комплектующие, которые выберут сами спортсмены. «Многие говорят, что наша машина состоит из импортных запчастей и задают вопрос: «А что здесь наше?» Но ведь мозги наши! Это наши специалисты ее конструировали, наши мастера собирали», — поделился мыслями П. Гаранин.

Подняли на рассмотрение и формирование спорткоманды, а решение задокументировали в ноябрьском приказе. У команды появился свой конструкторский отдел, экипаж команды и группа технического сопровождения автомобилей.
Изображение

Дальше — улучшение существующей техники, создание новых спорткаров. К «Золоту Кагана» 2011 года первый болид претерпел изменения: например, интеркулер расположили сзади, облегчили массу автомобиля, установили импортные амортизаторы. Параллельно в молодом подразделении занимались разработкой второго болида — чтобы снова выступить на «Шелковом пути», но с удвоенной силой. Для него в Могилеве сварили новую раму под машину из высокопрочной стали — в отличие от клепанных или болтовых, такая рама прочнее и легче. А в 2018 году «МАЗ-СПОРТавто» пополнил автопарк «капотником», разработанным на основе МАЗ-6440. Сейчас у команды 6 грузовиков, из них два болида капотной компоновки, а вскоре будет презентован третий.

Изображение

За десять лет у спортсменов было немало приключений и накопилось много интересных историй — по ним, без преувеличения, можно писать отдельную книгу. Купая болиды в золотых песках или грязи бездорожья, испытывается не только машина, но также нервы и мастерство спортсменов и механиков. А это — готовность работать практически 24 часа в сутки, когда нет сил, но на утро надо отправляться в путь, сражаться в непростых природных условиях высокогорья или знойной жары, ночевать в пустыне. Хотя ребята все ситуации вспоминают, приправляя щепоткой юмора:

— Истории есть всякие. Например, как на «Дакаре» 2019 года в Перу Вишня (экипаж Алексея Вишневского – прим.) спрятался в складках местности, — пошутил Дмитрий Вихренко.

— Он заехал в глубокий ров с острым желобом и не мог выехать, — пояснил за коллегой Павел Гаранин. — Из-за высоты машины не было видно. Команда Tatra Коломы не знала о застрявшем спорткаре и на скорости врезалась в заднюю часть «МАЗа». Оба грузовика получили заметные повреждения, но наш болид экипажа Саши Василевского пришел на помощь. А на том же «Дакаре» во время этапа в болид Леши Вишневского, переезжающий через дорогу общего пользования, врезался автобус. Обычно на таких отрезках пути дорогу перекрывают и устанавливают ограничение скорости для спортивных машин. Но в этот раз, видимо, организаторы про это забыли. Когда «МАЗ» стоял на контрольном пункте, в него сбоку врезался автобус. Серьезных повреждений не было, но машину качнуло.

Спортсмены за 10 лет поучаствовали в 37 гонках, в 19 из них они — призеры и победители. Из призовых наград самые значимые — 3-е место на «Шелковом пути» 2013-го года (экипаж С. Вязович – Д. Вихренко – А. Полищук), второе место на «Дакаре» 2018 года (экипаж С. Вязович – П. Гаранин – А. Жигулин), первое и третье место на Marocco Desert challange 2019 года (экипажи С. Вязович – А. Запорощенко – С. Сачук, А. Вишневский – П. Гаранин – В. Мурылев), третье место на «Дакаре» 2020 года (экипаж С. Вязович – П. Гаранин – А. Запорощенко).

Изображение

И если со стороны ребятам хочется позавидовать — ведь работа у них насыщенная — на деле и здесь есть место своим сложностям. Наши спортсмены выступали на этапах с переломами, высокой температурой, получали сотрясения мозга. От постоянной тряски страдает позвоночник. Несмотря на специальный поддерживающий корсет, который используется при передвижении, урон здоровью наносится серьезный. «Мы недавно делали МРТ позвоночника. Грыжи в позвонках найдены у всех. У меня после гонок где-то месяц болит шея», — поделился заместитель начальника команды, штурман экипажа П. Гаранин.

Изображение

В этом году «Дакар» пройдет с новшествами. Так, командам выдадут электронные роудбуки — дорожные схематические книги, по которым штурманы прокладывают путь по неопределенной местности. Для гонок сформировали санитарный протокол — это дополнительная мера предосторожности в условиях пандемии. Согласно этому документу прописан порядок сдачи тестов на коронавирусную инфекцию, а также санитарно-эпидемиологические требования для спортсменов. Например, теперь ночевать участники могут только на бивуаках, а те, в свою очередь, как «санитарный пузырь» — проходят все этапы дезинфекции.

Пока «капотники» морем добираются до места, где ждут новые испытания, наши спортсмены будут готовиться к выступлению, хотя кроме физической подготовки более важное — не заболеть. Свой уже далеко не первый Новый год (а некоторые и очередной день рождения) многие встретят вне дома, в Саудовской Аравии, а 3-го января все спортивные каналы взорвутся новостью: «Дакар-2021» начинается!»


Елена ПОДЫМАКО
http://maz.by/media/newspaper/2020/12/04/maz-sportavto-10-let
Опубликовано в №48 от 4 декабря 2020 г.

Вернуться в «Новости»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость